Налоговые новости

Налоговые новости

Бухгалтеру, юристу, кадровику:
обзор новостей законодательства и судебной практики
за сентябрь – август 2018 







Новое в законодательстве: события, факты, комментарии

Изменена процедура оформления результатов допмероприятий налогового контроля
Срок камералки по НДС сокращен
Подали "уточненку"? Ждите повторную проверку
Новое полномочие банка – приостановление операций по счету клиента
За новым Кодексом новый закон. Таможенный
Новое в процедуре Е-ОСАГО

Минфин и ФНС России: о чем говорят чиновники

Кому могут аннулировать декларацию
ИФНС может запросить любые сведения, даже персональные
Неполный адрес покупателя? Вычет по НДС возможен!
УПД не заменяет счет-фактуру
Новая ставка НДС? Цена контракта может измениться
Tax free: обновлена рекомендуемая форма реестра чеков для подтверждения ставки НДС 0 %
Для подтверждения ставки НДС 0 % при экспорте нужна полная таможенная декларация
Новый перечень – другой налог: проверьте расчет транспортного налога
Неуплата авансовых платежей не приводит к ответственности
Как узнать, что право применять УСН или ЕСХН утрачено
Медосмотры и взносы: какие возможны варианты
Премия уволенному работнику: учитываем в расходах

Судебная практика: обзор судебных решений

Переплатили налог через проблемный банк? Забудьте о переплате
Кадастровая стоимость – НДС = налог на имущество
Взносы на оплату допвыходных для ухода за ребенком-инвалидом: суды против Минфина

Новое в законодательстве: события, факты, комментарии 

Изменена процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля

Если информации для принятия решения по итогам камеральной или выездной проверки недостаточно, руководитель (его заместитель) ИФНС может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом он выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по установленной форме. В решении должна быть указана конкретная форма проведения допмероприятий и срок, который, по общему правилу, не может превышать 1 месяц.

Теперь же о дате начала дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик может также узнать из нового документа, который обязана оформлять ИФНС - дополнения к акту налоговой проверки. С 3 сентября 2018 года вступили в силу соответствующие поправки в п. 6.1 ст. 101 НК РФ1. До этого момента никакой отдельный документ по результатам допмероприятий налогового контроля не составлялся.

В дополнении к акту должна содержаться информация:

а) о начале и окончании дополнительных мероприятий налогового контроля;

б) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

в) полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

г) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Дополнение к акту составляется в течение 15 дней с даты окончания допмероприятий налогового контроля. Вручить его налогоплательщику ИФНС должна в течение 5-ти рабочих дней со дня оформления.

У налогоплательщика будет 15 дней со дня получения дополнения, чтобы представить налоговикам свои письменные возражения. Они могут быть составлены к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Специально утвержденной формы возражения по дополнению к акту налоговой проверки пока нет. Поэтому его можно составить в свободной форме или взять за основу рекомендуемую форму возражений по акту налоговой проверки, образец которой расположен на сайте ФНС России по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/objection_prov/.

Законодатель предоставил также лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, право приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Дополнение к акту позволит налогоплательщикам узнать о выявленных ИФНС нарушениях.

Дополнение к акту налоговой проверки ИФНС должна составлять при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018. По налоговым проверкам, завершенным до этой даты, составление такого документа не требуется.


[1] Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Срок камералки по НДС сокращен

Камеральная проверка деклараций по НДС будет проводиться 2 месяца вместо 3-х. В таком порядке начали проверять декларации, поданные после 4 сентября 2018 года. Это стало возможно благодаря изменениям, внесенным в ст. 88 НК РФ2.

Новшество позволит налогоплательщикам получать возмещение по НДС быстрее.

Но у руководителя (заместителя руководителя) ИФНС появилось право продлить укороченный срок проверки деклараций по НДС до общеустановленного срока – до 3-х месяцев. Сделать это он вправе только в случае, если при проверке декларации налоговым органом были установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что в некоторых случаях ИФНС и ранее могла сокращать срок проверки декларации по НДС до 2-х месячного. Такие исключения предоставлялись компаниям с низким или средним уровнем налогового риска3. При этом оценивалось одновременное соответствие следующим условиям:

1) отсутствие расхождений декларации компании с декларацией другого налогоплательщика. Под расхождениями ФНС России понимала:

а) противоречия между сведениями об операциях, которые содержались в декларации по НДС;

б) несоответствия сведений об операциях компании в ее декларации по НДС, сведениям об этих же операциях в налоговой декларации по НДС, представленной в ИФНС другим налогоплательщиком;

2) не устраненные расхождения не свидетельствовали о занижении уплачиваемого налога либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета;

3) отсутствие признаков нарушений, которые могли бы привести к занижению уплачиваемого налога, либо к завышению налога, заявленного к возмещению из бюджета;

4) отсутствие информации, свидетельствующей о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.


2 Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
3 Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ММВ-20-15/112@ "Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам"

Подали "уточненку"? Ждите повторную проверку

Но не во всех случаях. А только в случае, если в уточненной декларации был увеличен убыток.

Предметом такой повторной выездной налоговой проверки будет являться правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной декларации, которые повлекли уменьшение ранее исчисленной суммы налога и привели к увеличению убытка (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Нововведение стало применяться с 3 сентября 2018 года4. До этого момента абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ определял только период, который мог быть затронут при повторной ВНП.

Тем самым законодатели согласились с позицией ФНС России, судов и ввели ее в НК РФ.

Напомним, что оспаривание права налоговой службы проводить повторные ВНП налоговых деклараций, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка, было предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ. В постановлении от 16.03.2010 N 8163/09 Президиум ВАС РФ признал право налоговиков проверять только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Суд указал, что в ходе проверки, проводимой на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, не могли быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой.

ФНС России в письме от 26.09.2016 N ЕД-4-2/17979 поддержал вышеуказанную позицию ВАС РФ.

Теперь, подав уточненную декларацию, налогоплательщикам стоит ожидать, что ИФНС проверит те показатели, из-за которых произошло уменьшение суммы налога или увеличился убыток.


4 Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";

Новое полномочие банка – приостановление операций по счету клиента

С 26 сентября 2018 года банки смогут приостанавливать платежи по счетам и картам своих клиентов. Такое право предоставил им новый Закон5. Новое полномочие призвано бороться с мошенничеством при использовании банковских карт.

Итак, в случае выявления операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, банк обязан будет приостановить распоряжение клиента о переводе средств. Максимальный срок приостановки – 2 рабочих дня.

После приостановки платежа банк обязан сообщить об этом клиенту и незамедлительно запросить у него подтверждение возобновления исполнения распоряжения. Получив распоряжение о необходимости совершения транзакции, банк обязан его исполнить. Если же банк не получит подтверждение от клиента, он должен возобновить исполнение платежа через 2 рабочих дня.

Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента должны быть установлены ЦБ РФ и размещены на его официальном сайте в сети "Интернет".

Чтобы компании не попасть под применение "антимошеннических" банковских мер рекомендуем отслеживать информацию о признаках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, которая должна появиться на официальном сайте ЦБ РФ.


5 Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";

За новым Кодексом новый закон. Таможенный

С 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС6 (далее – ТК ЕАЭС). Он был принят взамен ранее действовавшего Таможенного кодекса Таможенного союза7.

Теперь законодатели добрались до действовавшего Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Большая часть его положений в настоящее время не действует.

Связано это со вступлением в силу нового закона - Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 289-ФЗ). Он начал действовать с 4 сентября 2018 года (за исключением отдельных положений).

Закон N 289-ФЗ во многом повторил положения ТК ЕАЭС. На законодательном уровне России как государства-члена ЕАЭС были реализованы положения Кодекса, которые без этого не начали бы применяться. Например, в России были законодательно урегулированы:

а) порядок принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Согласно п. 19 ст. 38 ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Закон N 289-ФЗ в ст. 25 урегулировал порядок принятия этих решений и срок их действия;

б) возможность использования таможенного приходного ордера для исчисления и уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы законодательством государств-членов (п. 5 ст. 5 ТК ЕАЭС). Статья 29 Закона N 289-ФЗ посвящена порядку использования таможенного приходного ордера;

в) случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 62 ТК ЕАЭС). Эти случаи перечислены в ст. 55 Закона N 289-ФЗ;

г) особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных ТК ЕАЭС (п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС). Законом N 289-ФЗ установлены особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (ст. 204), особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи (ст. 205).

д) порядок подачи таможенной декларации в бумажном и электронном виде. Подача таможенной декларации на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не установлено, в том числе, законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 5 ст. 109 ТК ЕАЭС). Закон N 289-ФЗ установил, что по общему правилу подача таможенной декларации на бумажном носителе сопровождается ее представлением в таможенный орган в электронном виде. Исключение – случай, указанный в п. 6 ст. 109 ТК ЕАЭС когда в качестве транзитной декларации были использованы транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы и таможенные органы получили предварительные сведения о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза. В случае отсутствии расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в указанных документах, подача такой транзитной декларации может не сопровождаться представлением таможенному органу ее электронного вида;

е) порядок фиксации таможенным органом даты и времени уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Союза (п. 4 ст. 88 ТК ЕАЭС). Он установлен п. 10 ст. 85 Закона N 289-ФЗ;

ж) порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки (п. 10 ст. 331 ТК ЕАЭС). Он предусмотрен ст. 226 Закона N 289-ФЗ.


6 приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС (подписан в г. Москве 11.04.2017);
7 приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17

Новое в процедуре Е-ОСАГО

С 4 сентября 2018 года появились изменения в процедуре заключения электронного договора ОСАГО8.

Добавлена новая информация, которую гражданин – страхователь должен предоставить страховщику. Теперь при заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика или профессионального объединения страховщиков, в числе прочих сведений, он должен указать дату рождения.

Введено правило о том, что указанные страхователем - физлицом абонентский номер и (или) адрес электронной почты могут быть использованы для создания только одного личного кабинета страхователя ОСАГО на сайте одного страховщика.

Также появилось правило о том, из чего составляется ключ простой электронной подписи, который страховая компания направляет страхователю - физлицу через СМС или электронную почту. На указанные гражданином абонентский номер и (или) адрес страховая должна направить текстовое сообщение с последовательностью символов. Это - ключ простой электронной подписи. Символы, являющиеся ключом простой электронной подписи, должны содержать только буквы латинского алфавита и арабские цифры в общем количестве не более 10-ти символов.

После доступа к сайту страховой гражданин получает право заполнить заявление о заключении договора ОСАГО. Теперь в числе сведений, которые отражаются в заявлении, появилась возможность указать дату начала срока действия договора. Но она должна наступить не ранее чем через 3 дня после дня направления заявления страховщику.

После направления гражданином заявления страховая в срок не более 5-ти минут должна зарегистрировать его в своей информационной системе и направить в АИС ОСАГО запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений. Еще одной поправкой урегулирован порядок этого электронного обмена.


8 Указание Банка России от 15.02.2018 N 4723-У

Минфин и ФНС России: о чем говорят чиновники

Кому могут аннулировать декларацию

ФНС России дала добро на аннулирование деклараций по НДС и налогу на прибыль недобросовестных налогоплательщиков9. Этой мерой налоговики планируют бороться с представлением налоговых деклараций, которые подписаны неуполномоченными либо неустановленными лицами. Но при этом они должны доказать, что декларация содержит недостоверные сведения.

Для этого ИФНС должна провести мероприятия налогового контроля. Например, допрос предпринимателя или руководителя организации. В ходе допроса будут проверены полномочия лиц (в т. ч. выдавших доверенности) и установлена причастность (непричастность) лиц к ведению деятельности проверяемой фирмы, подписанию деклараций, выдаче доверенностей, получению сертификатов ключей ЭП. Эти обстоятельства ФНС России предлагает устанавливать также в отношении всех компаний, в которых допрашиваемое лицо является руководителем или учредителем.

В случае необходимости налоговики также рекомендуют продолжить осуществление мероприятий налогового контроля, в частности, осмотр помещений по адресу места нахождения организации в целях проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ.

ИФНС вправе истребовать документы и у других организаций – банков, удостоверяющих центров. Цель этих мероприятий – проверка полномочий лиц, которые имеют право распоряжения деньгами по счету, а также лиц, которые получали сертификаты ключей проверки ЭП.

Кроме того, допускается проведение экспертизы документов и информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая). С ее помощью планируется исключать факты представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя ЮЛ, ИП, иных лиц).

Вышеуказанные мероприятия должны быть проведены заблаговременно. Завершить их необходимо до наступления сроков представления налоговых деклараций за соответствующий период.

В случае, если с помощью контрольных мероприятий налоговики соберут достаточные доказательства, налоговую декларацию по НДС (налогу на прибыль) они признают недействительной. Основания тому ФНС России перечислила в том же письме. Среди них:

а) неявка руководителя (ИП) на допрос (более 2-х раз);

б) суммы доходов в декларациях практически равны ее расходам;

в) удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;

г) организации не находятся по адресу регистрации;

д) договора аренды с собственниками помещений не заключены;

е) среднесписочная численность компании - 1 человек, либо вовсе отсутствует;

ж) руководители организации не получают доходы;

з) отсутствуют расчетные счета в течение 3-х месяцев с даты создания (регистрации) компании;

и) расчетные счета закрыты;

к) открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);

л) движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер.

Процедура аннулирования деклараций такова: инициирует ее территориальная инспекция. Но перед началом процедуры отзыва (аннулирования) декларации она должна получить от региональной службы официальное разрешение. Налогоплательщика же ИФНС обязана известить в срок не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования декларации. При этом ему будет направлено уведомление о признании налоговой декларации недействительной.

Отметим, что вышеуказанная процедура не распространяется на декларации по иным налогам, кроме НДС и налога на прибыль. Кроме того, она не подлежит применению в отношении налоговых деклараций, по которым камеральная проверка завершена.


9 письмо ФНС России от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247

ИФНС может запросить любые сведения, даже персональные

При встречной проверке ИФНС может затребовать у организации персональные данные работников и копии документов с их личной подписью. Об этом заявила ФНС России в своем письме10.

По мнению налоговой службы такое право им предоставляет п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ведь он не содержит ограничений по объему и составу истребуемых документов, необходимых для проверки. А получать согласие работника на распространение его персональных данных ФНС России не требуется, если представить такие данные требует федеральное законодательство (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). НК РФ как раз и относится к федеральному законодательству.

Отказ лица предоставить истребуемые при проведении налоговой проверки документы или их непредставление в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ. В таком случае возможен штраф в размере 10 тыс. рублей. Об этом также напомнила ФНС России.


10 письмо ФНС России от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@

Неполный адрес покупателя? Вычет по НДС возможен!

К такому выводу пришел Минфин РФ в своем письме11. Поскольку запрещают принять к вычету НДС только ошибки в оформлении счета-фактуры, которые не позволяют налоговикам при проверках идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Указание неполного адреса покупателя не относится, по мнению Минфина РФ, к таким ошибкам и не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка. Однако, при условии, что у ИФНС сохраняется возможность идентифицировать покупателя на основании иных реквизитов счета-фактуры.

Кроме того, если в счете-фактуре адрес покупателя был указан с сокращениями слов "город", "улица" и т.д., а также в иной последовательности, чем предусмотрено ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то это также не повлечет признание счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка12.


11 письмо Минфина России от 30.08.2018 N 03-07-14/61854;
12 письмо Минфина России от 17.08.2018 N 03-07-14/58351

УПД не заменяет счет-фактуру

Как известно, что ФНС России (письмо от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@) предложена форма универсального передаточного документа (УПД), который используется для оформления первичных учетных документов. В ней указывается статус "1" (счет-фактура и передаточный документ (акт)) и статус "2" (передаточный документ (акт)).

Статуса для использования УПД только в качестве счета-фактуры не предусмотрено. На это обратила внимание ФНС России13. Таким образом, УПД можно применять и как счет-фактуру и как первичный документа, но использовать его только в качестве счета-фактуры нельзя.


13 письмо ФНС России от 22.08.2018 N АС-4-15/16298@

Новая ставка НДС? Цена контракта может измениться

Как правило, общая цена договора определяется с учетом НДС.

С 1 января 2019 года ставка по НДС увеличивается с 18 % до 20 % в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных), начиная с 01.01.2019 (Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ).

При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализуемых по договорам, заключенным до 01.01.2019, по которым, в том числе, предусмотрена выплата авансов, не предусмотрено.

Не предусмотрено исключений и в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов (в том числе государственных и муниципальных), заключенных до 01.01.2019.

Следовательно, по общему правилу изменять цену из-за увеличения ставки нельзя.

Однако, начальную (или максимальную) цену контракта (НМЦК), заключенного до повышения НДС, можно изменить. К такому выводу пришел Минфин РФ14. Поскольку при установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС.

В частности, п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Правительство РФ своим постановлением от 19.12.2013 г. N 1186 установило следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

а) 10 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;

б) 1 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

в) 500 млн. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Следовательно, цены вышеперечисленных контрактов могут быть изменены при изменении ставки НДС.


14 Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость"

Tax free: обновлена рекомендуемая форма реестра чеков для подтверждения ставки НДС 0 %

ФНС России своим письмом15 направила:

а) рекомендуемый Реестр документов (чеков) для компенсации суммы НДС, предусмотренный п. 3.10 ст. 165 НК РФ;

б) порядок заполнения рекомендуемой формы Реестра предусмотренного п. 3.10 ст. 165 НК РФ;

в) порядок представления рекомендуемой формы Реестра предусмотренного п. 3.10 ст. 165 НК РФ;

г) формат представления Реестра документов (чеков) для компенсации суммы налога, предусмотренного п. 3.10 ст. 165 НК РФ в электронной форме.

Реестр документов (чеков) для компенсации суммы НДС, предусмотренный п. 3.10 ст. 165 НК РФ, предоставляется в ИФНС одновременно с налоговой декларацией. Он содержит сведения из документов, предоставляемых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС и налоговых вычетов при реализации услуг по системе tax free.

В новой форме Реестра появились 3 новые графы:

а) графа 7 "Кассовый чек - ФН". В ней следует отразить номер фискального накопителя согласно кассовому чеку, который выдан магазином физлицу, указанному в п. 1 ст. 169.1 НК РФ;

з) графа 8 "Кассовый чек - ФД". В ней отражается номер фискального документа согласно кассовому чеку, который выдан магазином физлицу, указанному в п. 1 ст. 169.1 НК РФ;

и) графа 9 "Кассовый чек - ФПД". Здесь следует указать фискальный признак документа согласно кассовому чеку, который выдан магазином физлицу, указанному в п. 1 ст. 169.1 НК РФ.

При этом до 01.10.2018 при реализации услуг по системе tax free в ИФНС представляется перечень документов (чеков) для компенсации суммы НДС на бумажном носителе.

После 01.10.2018 необходимо представлять реестр сведений из документов (чеков) для компенсации суммы НДС, содержащих отметку таможенных органов РФ, подтверждающую вывоз товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в электронной форме (ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 341-ФЗ).

Налогоплательщик вправе представить в ИФНС Реестр документов (чеков) для компенсации суммы НДС, предусмотренный п. 3.10 ст. 165 НК РФ, в электронной форме по ТКС с усиленной квалифицированной электронной подписью, по рекомендуемому ФНС России формату.

Днем представления Реестра документов (чеков) для компенсации суммы НДС в ИФНС считается дата отправки файла Реестра документов (чеков) для компенсации суммы НДС в электронной форме по ТКС, зафиксированная в подтверждении даты отправки.


15 письмо ФНС России от 30.08.2018 N ЕД-4-15/16779

Для подтверждения ставки НДС 0 % при экспорте нужна полная таможенная декларация

Для подтверждения обоснованности применения ставки по НДС в размере 0 % в отношении товаров, реализованных на экспорт, на основании временных деклараций, в ИФНС должна представляться полная таможенная декларация. Она должна быть оформлена до окончания квартала, за который представляется декларация по НДС.

К такому выводу пришел Минфин РФ в своем письме16, повторив уже изложенную им точку зрения17.

А вот ФНС России не согласна с такой позицией18. По его мнению, если экспортер в числе необходимых документов представил в ИФНС только временную таможенную декларацию (с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ), то указанное не может служить основанием для отказа в применении нулевой ставки по НДС. Исключение - случаи, когда представление полной таможенной декларации прямо предусмотрено НК РФ, например, при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).


16 письмо Минфина России от 24.08.2018 N 03-07-08/60478;
17 письмо Минфина России от 23.10.2015 N 03-07-08/60952
18 письмо ФНС России от 28.07.2017 N СД-4-3/14879@

Новый перечень – другой налог: проверьте расчет транспортного налога

ФНС России проинформировала о том, что на официальном интернет-сайте Минпромторга России 20.08.2018 был размещен уточненный Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей для налогового периода 2018 года19.

Перечень был размещен "задним числом". Это может повлечь для компаний, владеющих дорогостоящими автомобилями, пересчет транспортного налога.

С 2018 года не действуют коэффициенты, установленные для автомобилей, с года выпуска которых прошло меньше 1 года, от 1-го года до 2-х лет или от 2-х до 3-х лет (п. 2 ст. 362 НК РФ, п. 68 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Однако в первоначальном перечне Минпромторга это не было учтено. В итоге один и тот же автомобиль мог попасть в несколько возрастных групп с разными коэффициентами.

Теперь же необходимо проверить расчет транспортного налога. Для этого надо проверить наличие своего автомобиля в обновленном перечне. Во-вторых, необходимо проверить, изменились ли повышающие коэффициенты автомобилю, за который уже были перечислены авансовые платежи по транспортному налогу.

В результате может обнаружиться, что возникла или недоплата или переплата по авансовым платежам по транспортному налогу. В первом случае в платеже за 3-ий квартал надо будет учесть и доплатить недоимку, которая образовалась по итогам полугодия. Отметим, что пени в данном случае налоговики начислять не будут. Поскольку при расчете авансовых платежей налогоплательщики руководствовались ранее опубликованным Перечнем.

Переплату по налогу можно вернуть в порядке ст. 78 НК РФ, подав заявление и пояснительную записку. В ней должен быть указан перерасчет авансовых платежей и причина, по которым образовалась переплата.

Отметим, что в случае отсутствия легкового автомобиля в Перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня, повышающий коэффициент применяться не должен (письмо ФНС России от 11.01.2017 N БС-4-21/149).


19 письмо ФНС России от 21.08.2018 N СД-4-21/16188, http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rub...

Неуплата авансовых платежей не приводит к ответственности

Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ. Штраф за это нарушение составит 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

При этом из п. 7 ст. 58 НК РФ следует, что эти правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

НК РФ не предусматривает привлечения и налогоплательщиков, и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ.

К такому выводу с учетом положений ст. 58 НК РФ, а также п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 пришла ФНС России20.


20 письма ФНС России от 07.09.2018 N СА-4-7/17429, от 26.07.2018 N СА-4-7/14490@

Как узнать, что право применять УСН или ЕСХН утрачено

Налогоплательщики на УСН или ЕСХН должны самостоятельно следить за тем, продолжают ли они соответствовать критериям, чтобы и дальше применять эти спецрежимы.

Если организация на ЕСХН не соответствует условиям для продолжения применения этого спецрежима, то она считается утратившей право его применять с начала налогового периода, в котором было допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Например, в случае, если она перестала отвечать критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Если налогоплательщик на УСН по итогам отчетного (налогового) периода получил доходы более 150 млн. рублей или нарушил иные установленные требования для применения УСН, то он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В таких случаях течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода возникает обязанность сообщить в ИФНС о переходе на иной режим налогообложения (п. 5 ст. 346.3, п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Данное сообщение ИФНС регистрирует в информационном ресурсе "Журнал учета документов, связанных с применением ЕСХН (УСН)".

Учитывая изложенное, смена статуса налогоплательщика на ЕСХН (УСН) в связи с утратой права на применение этих спецрежимов, производится на основании представленных сообщений об утрате права на применение ЕСХН (УСН). На это указала ФНС России в своем письме21.

Если сельскохозяйственные товаропроизводители или упрощенцы не представили вышеуказанные сообщения в налоговый орган, то у него не будет оснований для признания спецрежимников утратившими право применять их далее. Исключением является случай, когда нарушение требований для применения ЕСХН (УСН) выявляются в ходе налоговых проверок.

В случае обнаружения фактов нарушения условий и требований применения ЕСХН (УСН) в ходе налоговой проверки, данные обстоятельства должны быть отражены и в акте налоговой проверки и в решении, которое выносится по итогам налоговой проверки. В таком случае на основании вступившего в силу решения по налоговой проверке налогоплательщик считается утратившим право применять ЕСХН (УСН) и перешедшим на общий режим налогообложения.

Но если налоговики выявят несоответствие условиям, необходимым для дальнейшего применения ЕСХН (УСН) вне рамок налоговой проверки, то у них возникает обязанность только проинформировать об этом факте налогоплательщика (пп. 1 п. 4 ст. 32 НК РФ).

В этих целях приказами ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@ и от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ утверждены формы:

а) N 26.1-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей";

б) N 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения".

В них как раз и указано, что в случае утраты права на применение ЕСХН (УСН), возникает обязанность сообщить в ИФНС о переходе на иной режим налогообложения в течение 15-ти дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Сами вышеуказанные сообщения о несоответствии требованиям применения ЕСХН (УСН) носят уведомительный характер. НК РФ не содержит требований о переводе налогоплательщика с указанных специальных налоговых режимов на общий режим налогообложения на основании направленного ему налоговым органом сообщения о несоответствии требованиям применения ЕСХН (УСН).


21 письмо ФНС России от 24.08.2018 N СД-4-3/16474@

Медосмотры и взносы: какие возможны варианты

ФНС России предложила варианты уплаты страховых взносов при оплате организацией медосмотров своих работников в зависимости от того, каким образом это оформлено22.

Если работодатель оплачивает расходы на медосмотры из своих средств, то в таком случае уплачивать страховые взносы не нужно. Ведь обязанность оплачивать за счет собственных средств прохождение работником медосмотров предусмотрена трудовым законодательством. К таким медосмотрам при этом относятся: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры, другие обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования работников, внеочередные медосмотры, обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 212 ТК РФ).

А в случае, если организация компенсирует своему работнику затраты на прохождение перечисленных медосмотров, то тогда возникает необходимость уплачивать страховые взносы. Поскольку пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, которые не облагаются взносами. И компенсации работникам, связанные с возмещением им затрат по оплате медицинских осмотров, в него не входят.

В своих выводах ФНС России единодушен с Минфином РФ. Ранее в письме от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 Минфин высказывал такую же точку зрения.


22 письмо ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@

Премия уволенному работнику: учитываем в расходах

Работодателю не запрещается выплатить премию работнику, который увольняется.

Если системой оплаты труда (системой премирования) организации не предусмотрены порядок и условия выплаты премии уволенному работнику, то при увольнении работника по любому из оснований все суммы, которые ему причитаются (в т. ч. зарплата за отработанный период), должны быть выплачены в день прекращения трудовых отношений (ч. 1 ст. 140 ТК РФ)23.

Но как в таком случае расходы по выплате премии учитывать при исчислении налога на прибыль? Можно ли такие расходы отнести к экономически обоснованным?

Мнение Минфина РФ таково: если приказ о премировании работника был издан после его увольнения, то оснований для включения уволенного работника в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях. Конечно, иное может быть предусмотрено в локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) организации, который регулирует порядок и условия премирования уволенного работника24.

В таком случае Минфин РФ встает на сторону организаций. Ведь если локальные акты организации предусматривают порядок и условия по выплате премии уволенному работнику, начисленной в результате наступления определенных оснований (достижения соответствующих показателей эффективности) после его увольнения (но за период, когда работник состоял в трудовых отношениях), то расходы в виде выплаты данной премии могут быть учтены по налогу на прибыль. Но при этом они должны соответствовать положениям ст. 252 НК РФ.


23 письмо Минтруда России от 22.08.2018 N 14-1/В-691;
24 письмо Минфина России от 06.09.2018 N 03-03-06/2/63703

Судебная практика: обзор судебных решений

Переплатили налог через проблемный банк? Забудьте о переплате

По итогам ВНП организации были доначислены налоги, которые организация уплатила. Но потом она обратилась в суд и оспорила доначисления налоговиков. Получив от инспекции требования об уплате налогов, организация обратилась к ней с заявлением о зачете излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки. ИФНС отказала в зачете. Выяснилось, что деньги были списаны со счета компании, но в бюджет не поступили в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка. Впоследствии у этого банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Дело дошло до Верховного суда РФ. Суд встал на сторону налоговиков25. Сославшись на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума от 23.09.2008 N 6673/08, он указал, что само по себе признание обязанности по уплате налога исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат или зачет суммы такого налога.

А поскольку денежные средства, перечисленные через "проблемный" банк в счет уплаты налогов, в бюджет фактически не поступили из-за неплатежеспособности банка то, соответственно, они не могут быть признаны излишне уплаченными или дважды уплаченными.

Отказ ИФНС в зачете был признан правомерным.


25 Определение Верховного суда РФ от 08.08.2018 N 307-КГ18-10845

Кадастровая стоимость – НДС = налог на имущество

По результатам государственной кадастровой оценки была установлена рыночная стоимость нежилых помещений, принадлежащих организации. Стоимость включала НДС. Обратившись в суд собственник помещений просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений без учета НДС 18%. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений было обусловлено уплатой собственником налога на имущество организаций в повышенном размере.

По мнению суда первой инстанции рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на рынке. Следовательно, в момент возможного совершения сделки по цене, равной рыночной стоимости, цена сделки всегда будет содержать НДС.

Однако, Верховный суд РФ встал на сторону налогоплательщика26. Он пришел к выводу, что само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения НДС. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.

Тем самым, суд признал, что установление кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и не основано на законе.


26 Кассационное определение Верховного суда РФ от 09.08.2018 N 5-КГ18-96

Взносы на оплату допвыходных для ухода за ребенком-инвалидом: суды против Минфина

Суд признал обложение страховыми взносами выплат за дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами неправомерным27. Свой вывод он обосновал следующим образом.

Государство гарантирует предоставление 4-х дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Средства ФСС РФ направляются, в том числе, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет (п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).

Оплата выходных дней для ухода за детьми-инвалидами являются выплатами социального характера. Они носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В подтверждение своей позиции суд привел также правовые позиции, изложенные ВАС РФ в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12 и в определении Верховного Суда от 09.02.2017 N 305-КГ16-19944. ВАС РФ высказал мнение, что сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда и должны облагаться страховыми взносами. А Верховный суд РФ указал, что оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами за счет средств ФСС РФ, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты. Поэтому данные выплаты не подпадают под объект обложения взносами.

Суд вынес свое решение в период ранее действовавшего Федерального закона о страховых взносах. Но его выводы могут быть использованы налогоплательщиками в спорах с налоговиками и после появления Главы о страховых взносов в качестве структурное единицы НК РФ.

В период действия Федерального закона о страховых взносах позиция Минтруда и ФСС РФ была единодушной: оплата дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами облагается взносами28.

Однако, и в настоящее время Минфин РФ продолжает настаивать на том же29. Поскольку эта выплата не поименована ни в перечне освобождаемых от уплаты взносов выплат (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ), ни в перечне видов страхового обеспечения по ОСС (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").


27 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2018 N Ф09-4246/18
28 письмо Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, письмо ФСС РФ от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158
29 письмо Минфина России от 30.03.2017 N 03-15-05/18599