• Главная
  • Статьи
  • Налоговый мониторинг: преимущества и правила проведения

Налоговый мониторинг: преимущества и правила проведения

С 1 января 2016 года ФНС России применяет новую форму налогового контроля – налоговый мониторинг. Что представляет собой налоговый мониторинг, в чем заключаются преимущества для компаний от перехода к налоговому мониторингу, как он проводится, рассмотрим в статье.

Что представляет собой налоговый мониторинг

Напомним, что правильность исчисления и уплаты компаниями и предпринимателями налогов, сборов и страховых взносов должностные лица налоговых органов проверяют путем проведения налоговых проверок (ст. 87 НК РФ). Налоговые проверки являются мероприятиями налогового контроля. Кроме этого, вне рамок налоговых проверок должностные лица налоговых инспекций вправе проводить отдельные мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом. Это общая для всех налогоплательщиков схема налогового контроля.

Однако начиная с 1 января 2016 года налоговое ведомство наряду с описанной выше схемой контроля начало применять в отношении некоторых компаний принципиально иной подход к налоговому контролю. Эта новая форма налогового контроля получила название налогового мониторинга. Ее суть, в общем виде, заключается в том, что организации, перешедшие на налоговый мониторинг, предоставляют налоговому органу в режиме реального времени полный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. При этом эти компании взамен получают ряд преимуществ по сравнению с налогоплательщиками, в отношении которых налоговый мониторинг не проводится.

Как видим, налоговый мониторинг строится на полном информационном взаимодействии налогового органа и организации, что позволяет налоговой инспекции осуществлять контроль всех хозяйственных операций с целью проверки полноты и правильности исчисления и уплаты налоговых обязательств.

Преимущества налогового мониторинга

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга применяется в добровольном порядке по инициативе самих компаний (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Безусловно, перед обращением в налоговый орган с соответствующим заявлением организации должны тщательно проанализировать последствия перехода на налоговый мониторинг, и оценить выгоды от такого решения. Перечислим, в чем заключаются преимущества налогового мониторинга:

1. Главное преимущество – освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок, что предопределяет отсутствие каких-либо санкций в виде доначислений сумм налогов, пеней и штрафов в будущем. Отметим, что налоговым законодательством предусмотрены некоторые случаи, когда налоговые проверки при налоговом мониторинге все же проводятся (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Камеральные проверки проводятся в случае:

  • представления налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представления налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Выездные проверки проводятся в случае:

  • проведения выездной проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочного прекращения налогового мониторинга;
  • невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. При этом предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
  • представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

2. Значительное ускорение времени принятия решений в спорных налоговых ситуациях. Это возможно в связи с тем, что компании, перешедшие на налоговый мониторинг, получают право запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросам налоговых последствий совершаемых или планируемых сделок в сложных (спорных) ситуациях. При этом мотивированное мнение должны быть направлено организации в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).

3. Снижение бремени налогового контроля. В связи с отсутствием налоговых проверок у компаний, перешедших на налоговый мониторинг, происходит уменьшение трудовых и материальных затрат в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля. Кроме того снижению затрат способствует то, что, во-первых, налоговый мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 105.29 НК РФ) и во-вторых, информационное взаимодействие с налоговым органом, осуществляемое в электронной форме, способствует значительному снижению количества запрашиваемых документов.

Кто вправе перейти на налоговый мониторинг

Сразу отметим, что налоговый мониторинг – это прерогатива крупных компаний (предприниматели, в принципе, не могут перейти на налоговый мониторинг). Итак, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.

При этом при определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на компанию как на налогоплательщика и налогового агента.

2) Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

3) Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Порядок перехода на налоговый мониторинг

Если компания соответствует указанным критериям и решила перейти на налоговый мониторинг, то она должна не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который будет проводиться налоговый мониторинг, представить в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга организация должна представить следующий пакет документов (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) Регламент информационного взаимодействия.

В данном регламенте отражается порядок доступа к информационным системам организации, в которых содержатся данные бухгалтерского и налогового учета. Также в регламенте указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов, связанных с исчислением налогов, сборов и страховых взносов, в случае необходимости.

Кроме этого в регламенте указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов.

2) Информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (с долей такого участия более 25 %).

3) Учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление.

4) Внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля компании.

Отметим, что формы всех документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требования к ним утверждены приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

По результатам рассмотрения представленных документов руководитель (зам. руководителя) налогового органа в срок до 1 ноября года, в котором представлено заявление, принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.27 НК РФ). При этом отказать компании в проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе только по следующим причинам (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

1) Непредставление или представление не в полном объеме организацией всех установленных документов (информации).

2) Несоответствие компании установленным критериям по совокупной сумме уплаченных налогов, суммарному объему полученных доходов и совокупной стоимости активов.

3) Несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

4) Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.

Если в результате рассмотрения представленных документов компания в итоге перешла на налоговый мониторинг, то он проводится за календарный год. При этом фактический срок проведения налогового мониторинга начинается с 1 января года указанного календарного года и оканчивается 1 октября следующего года (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Порядок проведения налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга на основании данных бухгалтерского и налогового учета компании налоговый орган проверяет правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов организации как налогоплательщика и как налогового агента.

Кроме этого налоговый орган вправе дополнительно истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налоговых обязательств. Данные документы (информацию), пояснения компания обязана представить в налоговый орган в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Если в ходе налогового мониторинга налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов и страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Мотивированное мнение – это позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налоговых обязательств (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления.

Если компания согласна с мотивированным мнением, то она в течение одного месяца со дня его получения уведомляет налоговый орган о выполнении этого мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Выполнить мотивированное мнение компания может путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением компания в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение. Далее налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия (п. 2 ст. 105.31 НК РФ). По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Завершается налоговый мониторинг не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который он проводился. Не позднее этого срока налоговый орган обязан направить компании уведомление о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Обратите внимание: бухгалтерия аутсорсинг цены в нашей компании