Обзор изменений в 2017 г. Часть I. Налоговое администрирование.

  1. Обзор изменений I часть. Налоговое администрирование новое в 2017 г.
    1. ЭДО.

      Налогоплательщик, который по какому-либо основанию обязан отчитываться в электронном виде, обязан в течение 10 дней с момента возникновения такой обязанности подключиться к ТКС (с 01.07.2016). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать ему счета.

      п. 5.1 ст. 23, п. 1.1 ст. 76 НК РФ.

      Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки такой декларации представляют пояснения также в только электронной форме по ТКС. При представлении пояснений на бумаге они не будут считаться представленными.

      п. 3 ст. 88 НК РФ (с 01.01.2017).

    2. Камеральные проверки.

      Налоговые органы получили право при проведении камеральной проверки требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. Ранее в силу этой нормы можно было истребовать только подтверждающие льготу документы.

      п. 6 ст. 88 НК РФ (со 02.06.2016)

      О порядке применения термина "льгота" в контексте норм п. 6 ст. 88 НК РФ см.: п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

    3. ОКВЭД2.

      В налоговых декларациях за 2016 год, которые будут подаваться в 2017 году, необходимо указывать код по ОКВЭД2 ОК 029-2014. При представлении уточненных налоговых деклараций за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, что и в первичных декларациях. Письмо ФНС России от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@.

    4. Информация о налогоплательщике.

      ФНС начнет размещать на своем сайте сведения об организации:

      • среднесписочная численность работников за предыдущий год;
      • уплаченные в предыдущем году налоги и сборы (по каждому налогу и сбору);
      • суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
      • налоговые правонарушения и меры ответственности за их совершение;
      • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год.

      ст. 102 НК РФ

    5. Раскрытие бенефициаров.

      Юридические лица должны располагать сведениями о своих бенефициарных владельцах (физических лицах), по запросу компетентных лиц раскрывать эту информацию либо сообщать о том, какие приняты меры по ее установлению, не реже раза в год обновлять данные о бенефициарах.

      За нарушение установлен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (применяется с 21.12.2016) ст. 14.25.1 КоАП РФ.

      Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) данным юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия данного юридического лица. Исходя из п. 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать данные о связанных сторонах. Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций установлен ПБУ 11/2008. Если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно связанных сторон, в том числе бенефициарных владельцев, и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор должен модифицировать аудиторское заключение. ФПСАД № 9.

    6. Проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ.

      Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и ИП" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий…"

    7. Сбор информации о налогоплательщиках-мигрантах.

      Инспекциям предписано передавать в УФНС России информацию (в срок не позднее 10 рабочих дней со дня внесения ее в ЕГРЮЛ) об: изменении налогоплательщиком места нахождения на другой субъект РФ; начале реорганизации, в результате которой правопреемником становится лицо, зарегистрированное (создаваемое) на территории другого субъекта РФ. Сведения передаются, если у налогоплательщика имеется задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему РФ в размере более 1 млн. рублей (в том числе предполагаемая сумма доначислений по результатам контрольных мероприятий). Письмо ФНС России от 28.06.2016 г. № ГД-4-8/11555@.

      Письмо ФНС России от 23.05.2016 № ГД-4-8/9075@.

    8. Запрос документов.

      Копии документов разрешено передавать в ИФНС виде скан-образов.

      п. 2 ст. 93 НК РФ (применяется с 02.06.2016)

      Письмо ФНС России от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@

      Приказ ФНС России от 27.10.2016 № ММВ-7-6/583@ - требования к сканам.

    9. Пеня.

      Для организаций пеня составляет:

      • за первые 30 календарных дней просрочки уплаты налога, сбора, страховых взносов – 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки;
      • начиная с 31-го календарного дня просрочки – 1/150 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период. ст. 75 НК РФ.
    10. Уплата налога за третьих лиц.

      Предусматривается предоставление возможности уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами ст. 45 НК РФ.

    11. Валютный контроль.

      Налоговой службе наряду с Таможенной службой переданы функции Росфиннадзора, как органа валютного контроля. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41.

      Сфера контроля, осуществляемого налоговыми органами:

      • Законность осуществляемых валютных операций;
      • Выполнение резидентом обязанности по получению экспортной валютной выручки;
      • Выполнение резидентом обязанности по репатриации валюты;
      • Соблюдение порядка оформления и учета валютных операций;
      • Соблюдение резидентом порядка сообщение об открытии и закрытии счетов в иностранных банках и порядка информирования о движении по этим счетам.

      Порядок осуществления валютного контроля определен ст. 22 – 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

      Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ (действует с 15.07.2016).