• Главная
  • Новости
  • Обзор важных новостей в сфере правового регулирования бизнеса / налогов / бухгалтерии за февраль 2018 г.

Обзор важных новостей в сфере правового регулирования бизнеса / налогов / бухгалтерии за февраль 2018 г.

1. Центральный банк РФ рекомендовал банкам усилить контроль за сомнительными операциями своих клиентов

Банк России по согласованию с ФНС России издал методические рекомендации для кредитных организаций по выявлению клиентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих сомнительные операции по своим банковским счетам (утв. 16 февраля 2018 г. № 5-МР). В первую очередь, речь идет об операциях, действительными целями которых является уклонение от уплаты НДС.

Согласно этим рекомендациям банки должны проводить анализ операций по банковским счетам своих клиентов в целях оценки и выявления ситуаций, когда преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС. Совокупность таких операций свидетельствует об уклонении клиента от уплаты НДС (либо намеренном занижении таких платежей) и о получении необоснованных налоговых вычетов по НДС.

Указанный анализ сомнительных операций клиентов должен проводиться еженедельно по следующей методике: доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.

Кроме данной методики Банк России указал виды переводов денежных средств, предположительной целью которых может быть неуплата в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:

- переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России»;

- переводы денежных средств на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;

- переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;

- переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туристическую деятельность.

В случаях выявления по рассмотренной методике в операциях клиентов признаков отсутствия платежей НДС в бюджет либо признаков занижения сумм этих платежей кредитным организациям рекомендуется:

1. Проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления.

2. Запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджет за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности, Банк России рекомендует отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи (интернет - банкинг).

2. Обновлена форма декларации 3-НДФЛ

С 18 февраля 2018 года декларацию 3-НДФЛ за 2017 год необходимо представлять по новой форме. Обновленная форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 25.10.2017 г. № ММВ-7-11/822@.

В форму декларации внесены следующие основные изменения:

1. В титульном листе не надо больше указывать информацию об адресе места жительства (места пребывания) налогоплательщика в России или за ее пределами.

2. В разделе 2. «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке (001)» изменена нумерация пунктов.

3. В Листе Д1 «Расчет имущественных налоговых вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества» исключена информация об остатке имущественного налогового вычета, перешедшего с предыдущего налогового периода.

4. В Листе Е1 «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов»:

- исключена информация о количестве месяцев, по итогам которых общая сумма дохода, полученного с начала года, не превысила 350 тыс. руб.;

- перечень социальных налоговых вычетов дополнен вычетом на расходы за прохождение независимой оценки своей квалификации.

5. Лист З «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ПФИ)» дополнен информацией о сумме инвестиционного налогового вычета, соответственно изменилась нумерация пунктов листа.

6. Декларация дополнена приложением «Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества», в котором указывается информация:

- о кадастровом номере отчужденного объекта недвижимого имущества;

- кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества;

- сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества, исходя из цены договора;

- сумма дохода в целях налогообложения НДФЛ.

3. Опубликован перечень «роскошных» автомобилей

Министерство промышленности и торговли РФ 28 февраля 2018 года на своем сайте разместила перечень автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для налогового периода 2018 года, по которым применяются повышающие коэффициенты при расчете транспортного налога.

Напомним, что с 1 января 2018 года действует три повышающих коэффициента (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ):

- 1,1 — в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

- 2 — в отношении автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

- 3 — в отношении автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет и в отношении автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

4. Верховный суд РФ признал не действующими положения ПБУ об обязательности промежуточной бухгалтерской отчетности

Речь идет о п. 48 ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина от 29.07.98 г. № 34н).

В этих пунктах устанавливается обязанность для всех организаций составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, то есть месячную и квартальную отчетность, нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно части 2 ст. 13 закона о бухучете обязательной бухгалтерской отчетностью является только годовая отчетность. Частью 4 этой же статьи определено, что промежуточная бухгалтерская отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Таким образом, составление промежуточной бухгалтерской отчетности: во-первых, не является обязанностью каждого экономического субъекта, во-вторых, она должна составляться экономическим субъектом только в определенных случаях.

Следовательно, указанные пункты ПБУ об обязательности промежуточной бухгалтерской отчетности противоречат части 4 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете». К такому выводу пришел Верховный суд РФ и признал данные положения ПБУ не действующими (Решение от 29 января 2018 г. № АКПИ17-1010).

5. Изменены правила ведения книги покупок и книги продаж

С 1 января 2018 года введен российский механизм tax free: иностранцы (не из стран ЕАЭС) имеют право получить компенсацию суммы НДС, уплаченного ими при покупках. Данное новшество потребовало внести соответствующие изменения в правила ведения книги покупок и книги продаж (постановление Правительства РФ от 26.12.11 г. № 1137). Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 01.02.2018 г. № 98 и вступают в силу с 1 апреля 2018 года.

6. Разъяснен порядок уменьшения ЕНВД на расходы по приобретению онлайн-касс

Индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму ЕНВД на сумму расходов по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ, в размере не более 18 тыс. руб. на каждый экземпляр ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах (п. 2.2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Однако действующая в настоящий момент форма налоговой декларации по единому налогу не предусматривает возможность отражения в ней уменьшения суммы ЕНВД на сумму расходов по приобретению ККТ.

Как правильно отразить расходы на приобретение онлайн-касс в декларации налоговое ведомство разъяснило в письме от 20 февраля 2018 г. № СД-4-3/3375@.

Предпринимателям рекомендуется по коду строки 040 Раздела 3 декларации после уменьшения суммы исчисленного за налоговый период единого налога на сумму страховых взносов учитывать общую сумму расходов по приобретению ККТ, но не более 18 тыс. руб. на каждый экземпляр ККТ. При этом общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по коду строки 040 Раздела 3 декларации не может иметь отрицательное значение.

Одновременно с представлением декларации ИП надо направить в налоговый орган пояснительную записку с обязательным указанием в ней следующих реквизитов по каждому экземпляру ККТ, в отношении которого применяется вычет:

- наименование модели ККТ;

- заводской номер модели ККТ;

- Регистрационный номер ККТ, присвоенный налоговым органом;

- дата регистрации ККТ в налоговом органе;

- сумма расходов по приобретению экземпляра ККТ, уменьшающая ЕНВД;

- общая сумма расходов по приобретению ККТ, уменьшающая общую сумму ЕНВД.

В приложении к своему письму ФНС приводит рекомендуемую форму пояснительной записки.

7. Верховный суд РФ указал, что компенсация работникам расходов на занятие спортом не облагается страховыми взносами

Компанией со своими работниками был заключен коллективный договор, в котором предусматривалась частичная компенсация сотрудникам расходов на занятие физкультурой и спортом. Страховые взносы на указанные выплаты фирма не начисляла.

Однако контролирующий орган (ФСС РФ) по результатам проверки доначислил фирме страховые взносы на основании того, что произведенные выплаты связаны с осуществлением работниками своих трудовых обязанностей.

Верховный суд указал, что исходя из статей 15, 16, 40, 129, 135, 164 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», компания правомерно не включило в облагаемую базу суммы частичной компенсации затрат работников на занятия физической культурой и спортом, произведенные на основании коллективного договора, поскольку спорные выплаты носят социальный характер (определение от 30.01.2018 г. № 307-КГ17-21635).